2016 в игровой индустрии: чем запомнился ушедший год

Пoжaлуй, у кaждoгo eсть свoя причинa нe любить 2016-й – пeчaльныx сoбытий зa эти 12 мeсяцeв прoизoшлo и прaвдa нeмaлo. Игрoвaя индустрия нe oтстaвaлa: грoмкиe нoвoсти стрeляли друг зa другoм, нe дaвaя нaм зaскучaть. Нижe – вoсeмь сoбытий, кoтoрыe нaс пугaли, oшeлoмляли и шoкирoвaли в тeчeниe гoдa. Тo, чтo слoжнo зaбыть и тo, чтo eщё дaст o сeбe знaть в 2017-м.

Умeрли, нo oстaлись: Бoуи и другиe знaмeнитoсти в игрax

Вoпрeки рaспрoстрaнённoму мнeнию, прошедший оказался не самым страшным для селебрити – как минимум, 2006-й был жёстче (просто тогда никто круглосуточно не ныл в твиттере). Но, конечно, 2016-й тоже изрядно проредил ряды суперзвёзд – начиная с гениального Дэвида Боуи и заканчивая народной любимицей Кэрри Фишер. Немногие из умерших небожителей были связаны с играми (принцессу Лею можно услышать в Dishonored, но и только), однако Зигги Стардаст и тут успел отметиться. В своё время он приложил руку к дебютному проекту Дэвида Кейджа, дав тому билет в высшую лигу игростроя (и мы не берёмся давать этому явлению положительную оценку).

Omikron: Nomad Soul – тяжеловесная, но по-новаторски лихое приключение про блуждающего полицейского. Неуклюже сочетающий в себе кучу жанров – от шутера до файтинга – проект запомнился не только диким сценарием и действительно хорошо поставленными роликами, но и музыкой – той самой, что специально для студии Кейджа написал лично Боуи. Внутриигровая подпольная группа The Dreamers рубила настоящие песни Дэвида – а сам музыкант, помимо этого, оказался в игре ещё и в виде оцифрованного персонажа. Кстати, редкий случай – саундтрек из Omikron позже превратился в студийную пластинку Боуи «hours…».

Мухаммед Али не писал песни, что не помешало ему в 1992 году стать главным персонажем видеоигры Muhammad Ali Heavyweight Boxing. Авторы боксёрских симуляторов вообще очень любили Кассиуса – его мощный торс можно встретить в Foes of Ali, Virtual Pro Wrestling Pro (Али очень любил рестлинг) и, конечно, центральной серией про разбитые лица Fight Night. Да что там – дань уважения великому боксёру отдал даже Эд Бун, автор серии Mortal Kombat.

 

Кодзима ушёл от Konami, пришёл к Sony и грядет нечто жуткое

Шумный бракоразводный процесс идеолога Metal Gear Solid с издательством Konami начался задолго до 2016-го, но именно в этом году всё окончательно разрешилось. Главный игровой визионер и первый кандидат на автора лучших кинематографичных игр (ну и заодно мастер припадочного сюжетостроения) Хидео Кодзима не сошёлся с Konami во взглядах на допустимые сроки разработки – после чего был благополучно выдворен из своей же студии. Жертвой бюрократических процессов стал многообещающий хоррор Silent Hills с артистом Норманом Ридусом. Но недолго горевали фанаты Хидео – автора MGS быстро запустила под своё обширное крыло Sony, разрешила основать новую студию и дала, видимо, много времени и денег. Мир затаил дыхание.

И выдохнул в июне – в разгаре выставки E3 2016. На конференции Sony небритый японец в стильных очках вышел на сцену, загадочно улыбнулся, после чего на экране зажглось нечто, от чего интернет немедленно сошёл с ума: YouTube ощетинился часовыми «разборами» трейлера с миллионными просмотрами, Reddit распух от обсуждения, а уж что творилось в социальных сетях и – не передать. Общее мнение: Кодзима метафорически изобразил потерю любимого ребёнка (ну, мы понимаем какого) и страдание от этого прискорбного факта.

На The Game Awards прокрутили второй трейлер, в котором к звезде «Ходячих» присоединились цифровые Дель Торо и Мадс Миккельсен. С игрой по-прежнему ничего не ясно, кроме того, что Кодзима раскрутил свой безумный мозг на полную катушку – и пока очень тяжело сказать, хорошо ли это. В 2017-м мы Death Stranding точно не увидим, но какие-то подробности наверняка появятся.

 

Консольный бум: анонс Nintendo Switch и Xbox Scorpio, релиз NES Classic Mini и PS4 Pro

В 2016-м рухнул последний бастион апологетов приставок: тот самый, где есть словосочетания «хватит на пять-шесть лет», «купил и забыл», а также «никаких апгрейдов и прочего». Впрочем, это прогнозировалось – в мире, где каждый год принято менять телефон, ноутбук и планшет, было бы наивно думать, что новые правила не коснутся консолей. PS4 Pro и Xbox Scorpio – мощные версии уже привычных PS4 и Xbox One отличаются от оригиналов не только размерами и нюансами охлаждения (как было всегда), но ещё и начинкой – у Pro она примерно в два раза мощнее обычной версии, Scorpio ещё не начали продавать, но на словах увеличение производительности чуть ли не пятикратное. Однако не спешите выкидывать свои «устаревшие» коробки. Pro-версия пока только умеет крутить игры в псевдо-4К, красиво светить HDR-эффектом и шустрее вертеть меню – не такой уж большой аргумент, верно? Кроме того, без соответствующего телевизора разница между двумя приставками будет незначительной; так что поберегите деньги.

Nintendo в этом году радовала больше. Во-первых, очаровательный жест – NES Classic Mini, полноценная реплика той самой «денди», которая без проблем укладывается в ладошку, питается от USB-провода и таскает на себе 30 тех самых игр. В комплекте идёт миниатюрный джойстик и HDMI-кабель – как раз для вашего купленного под PS4 Pro 4K-телевизора. Во-вторых – Nintendo Switch. Гибрид домашней консоли и портативного хендхелда, логическое развитие идей, заложенных в Wii U – смотрится и звучит дико (и так и будет), но хотя бы интересно – а то игровое железо перестало удивлять со времён массового внедрения VR.

 

Мобильный рынок всех победил

Каждый год у нас есть традиция… нет, не угадали – мы исправно предрекаем мобильной игровой индустрии мировое господство, абсолютную власть, разрывные цифры в финансовых итогах и так далее. Сейчас ничего предрекать не надо – в 2016-м всё случилось. Мы обратились к ежегодному отчёту SuperData – крупной компании, которая занимается мониторингом и изучением рынка видеоигр. Итак, что имеем на руках.

В течение предыдущих месяцев вся игровая индустрия заработала 91 миллиард долларов. На мобильные из этой внушительной цифры пришлось чуть больше 40 миллиардов. На персональные компьютеры – 35. На консоли – 6.6 (но это без учёта ритейла – мысленно накиньте ещё пару-тройку миллиардов). Теперь нет нужды размышлять, за кем стоит мейнстрим.

Первое место по сборам (1.3 миллиарда) заняла Monster Strike, и нет ничего удивительного, если вы слышите про этот блокбастер впервые – успех обеспечил азиатский рынок. На втором расположилась Clash of Clans, на третьем Clash Royale. Pokemon Go, которая сейчас наверняка ёрзает в вашей голове, не попала даже в пятерку – абсолютно жалкие 788 миллионов прибыли не позволили ей это сделать. Впрочем, не забываем, что возможность поймать в туалете пикачу появилась лишь этим летом – так что, если считать по месяцам, то у покемонов показатели будут получше.

 

Революции не вышло: виртуальная (не)реальность

Поскольку нам всем тяжело, скучно и проблематично жить, человечество давно себе придумывает какой-нибудь тренд, усиленно возводит в культ и носится вокруг него, размахивая опахалом… а потом со столь же бессмысленным рвением скидывает вниз. В скудной на новости сфере игрового железа это происходит с болезненной регулярностью – то  пляски вокруг терафлопсов и мегагерц, то способов управления (вспомните Move и Kinect), то повсеместного 3D (как же хорошо, что это закончилось), теперь вот на прицеле VR.

Чуть ли не каждая мало-мальски большая компания (Microsoft не в счёт, там своя атмосфера) отметилась очками виртуальной реальности – вещью красивой и любопытной, но довольно бесполезной. Во всяком случае, так решили пользователи: суммарных доход от всех VR-очков составил 2.4 миллиарда долларов – немного, учитывая прогнозы и тот факт, что в игру вступили основные корпорации. Впрочем, топовые аналитики не унывают, и предрекают рост до 17 миллиардов уже к 2019 году. Как пишут аналитики классом пониже – «время покажет».

 

Киберспортивное телосложение: компьютерный спорт широко шагает

Виртуальный спорт, которым мы прожужжали вам все уши (а потом ещё и ещё), хотите вы того или нет, уверенно входит в основную повестку дня. В первую очередь речь о признании  российским правительством: дисциплина вошла в реестр официальных видов спорта, и делит соседство с петанком и регболом. Но то ли ещё будет: к-спорт очевидно популярнее этих занятостей, а один московский государственный вуз уже несколько лет обучает студентов тонкостям киберспортивной профессии – и это только начало.

Потому что на остальных частях планеты киберспорт гремит и рвёт шаблоны. 20 миллионов долларов – призовой фонд на главном турнире по DOTA 2. Отдельная лига по LoL – с фиксированными зарплатами у игроков. Мировые спонсоры. Миллионы зрителей. Армии поклонников у лучших спортсменов – не только из Южной Кореи. Twitch и YouTube Gaming, получившие билет в жизнь в основном благодаря «дотану» и «лолке». Вы всё ещё уверены, что гонять «перса» по полю – занятие для бездельников и маргиналов?

 

Остались в прошлом: закрылись авторы Fable, MotorStorm и Sleeping Dogs

Знаменитые студии закрываются регулярно и в любой год – таковы реалии современности. Но в 2016-м гигантский замок защёлкнулся на воротах в том числе и нашего детства – кто не брал «оскара» в The Movies, не растил рога в Fable и не воспитывал огромное чудовище в Black & White, тот и жизни не видел.

Lionhead была давно обескровлена уходом своего основателя Питера Молинье, и последние несколько лет не обещала ничего путного (в её стенах делали условно-бесплатную Fable Legends, брр), но всё равно грустно.

Чуть лучше сложилась судьба у Evolution Studios – покровительница Sony закрыла своего некогда Второго По Важности Поставщика Гонок (это серьёзный титул). Видимо, сказались слабые цифры DriveClub, раннего эксклюзива для PS4. Сотрудникам, впрочем, повезло – компанию подобрала Codemasters, так что любители виртуальных автомобилей могут не расстраиваться. Чего не скажешь про авторов неплохого гонконгского боевика – создатели Sleeping Dogs долго мучились с первой частью, потом страдали над идеологическим продолжением второй, но всё закончилось трагично – студию распустили, всем спасибо.

 

Игра, камера, безумие: Pokemon GO

Мы не могли не, – вы же понимаете. Когда спустя много-много лет кто-нибудь будет оглядывать события 2016-го, в пятёрку самых заметных вещей войдёт именно Pokemon GO. Эту игру, исполосовавшую лето и осень, забывать никак нельзя – мы стали свидетелями массового помешательства относительно безобидного и простого, в общем-то, развлечения.

Трупы, несчастные случаи, разбитые браки, вскрытые измены, тюремные заключения, ещё раз тюремные заключения, нешуточные разговоры о заговоре ЦРУ и недоброе внимание со стороны чиновников высшего ранга (как финальное дополнение ко всему набору). Можно подумать, речь идёт, как минимум, о военном вторжении, не правда ли? Но нет – мы всего лишь описали часть той истерики, что творилась вокруг жёлтого Пикачу и его нарисованных друзей. Экс-создатели Google Maps и фриковской игры Ingress, скооперировавшись с Nintendo, просто подожгли медиапространство. В течение нескольких месяцев не были ни одного часа, чтобы в новостной ленте не появилась очередная заметка про Pokemon Go.

Качество (весьма скверное) самой игры отошло даже не на второй, а на девятый план – вот так можно всех свести с ума при помощи камеры, геолокации, простейшей графики и базы данных из предыдущего проекта.

 

Автор текста: Илья Божко

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.