Когда детский труд в -40 — не самое страшное. Первые впечатления от Frostpunk

Зa чтo студия 11 bit ни вoзьмётся, выxoдит дeпрeссивнaя дрaмa o выбoрe между подлостью и смертью. Если This War of Mine ставила вопросы из Достоевского — скажем, стоит ли убивать старушку ради собственного выживания, — то Frostpunk сгущает краски в духе романов «Смерть травы» и «Дорога» пополам с лагерными очерками Шаламова. Здесь вы решаете, можно ли отрезать отмороженную ногу против воли пациента, отправлять ли детей работать в шахту и как накормить Джона мясом его покойной Мэри, чтобы он ничего не заметил. Ничего себе строительный симулятор!

Эта погода сломалась — несите новую

События разворачиваются в альтернативной Англии XIX века: глобальное похолодание разрушило цивилизацию, многие растения и животные вымерли, Лондон превратился в Сургут. Группа из 80 выживших обнаруживает среди снегов угольный генератор, способный обогреть целый город. Только вот для запуска машины нужно собрать достаточно топлива, а заодно — сколотить из хлама несколько хижин, чтобы с наступлением ночи людей не доконал мороз. Но вы зря думаете, что на этом проблемы заканчиваются — всё как раз наоборот.

Потому что температура падает день ото дня, поиски новых жителей продвигаются черепашьими темпами, а рук вечно не хватает. Одна бригада выковыривает уголь из кучи под сугробом, другая разбирает доски, оставшиеся от каких-то зданий, третья добывает из руин металл, а охотники прочёсывают местность в поисках еды. Кроме простых работяг на местах пригодятся инженеры — их мало, зато каждый увеличивает эффективность труда. Хотя даже самый опытный специалист рискует слечь от простуды, и чем дольше длится партия, тем сильнее эпидемии бьют по вашим планам.

Семь бед — один ответ: для больных оборудуем лазарет, а чтобы люди не травились сырыми продуктами — открываем кухню. Даже привыкшие ко всякому экстриму скауты требуют собственной базы для отправки экспедиций за припасами и людьми. Количество сооружений растёт до тех пор, пока вы на горьком опыте не убедитесь, что главный ресурс в мире Frostpunk — это тепло.

Генератор обогревает лишь небольшой клочок земли вокруг себя, а дальше начинается мерзлота, где никто не хочет ни жить, ни работать. Для отопления таких участков нужно оборудовать паровой хаб, который, в свою очередь, увеличивает расход угля. Но как добыть больше топлива, если население уже занято работой? Хуже того: производительность падает из-за голода, болезней и гибели людей. Остаётся лишь одно: раздать кирки и лопаты детям — не строить же им школу в подобной обстановке. Или, может, всё-таки построить, чтобы родители не бунтовали после первого же обвала в штольне? И в этом вся Frostpunk — здесь она мало отличается от предыдущего произведения 11 bit.

 

Терпение убывает, милорд

Выжившие — не просто массовка, которую вы измеряете бригадами. Каждый имеет имя, характер и действует сам по себе. У этого семеро по лавкам, так что он будет протестовать против труда несовершеннолетних, другой — дебошир и пьяница, которому придётся по душе открытие бойцовской арены, третий вообще мечтает о закручивании гаек. Бездомный придёт к вам с просьбой о жилье, голодный потребует еды, а мать больного ребёнка — выходной для своего чада. Вместе они создают условия, где угодить каждому практически нереально.

Зато можно следить за «средней температурой по палате». Настроения в посёлке отражают две шкалы — «надежда» и «недовольство». Причём обе не обязательно связаны с конструктивностью ваших действий. Например, закон о сверхурочной работе принесёт больше ресурсов, но людей отнюдь не обнадёжит. Усиленное питание для больных чревато протестами: дескать, зачем нам эти дармоеды? Радикальная медицина, когда ради спасения жизней хирурги ампутируют конечности, тоже вызывает волну возмущения — в постапокалиптическом мире инвалидам нет места. Да и на кладбище тоже. Какой смысл тратить силы на рытьё могил, когда трупы можно сваливать в снег?

Frostpunk пляшет чечётку на ваших представлениях о гуманизме — быть добреньким здесь не очень-то выгодно. С другой стороны, вы можете построить абсолютно счастливую колонию, обречённую вымереть за ночь. Угля в обрез, врачи вынуждены переквалифицироваться в слесарей, зато посмотрите, какой у нас бордель! А кому не нравится — вот вам закон о дуэлях, идите убейте друг друга.

 

Так холодно, что даже горячо

Уже по короткой демоверсии видно, что Frostpunk не сюсюкает ни с игроком, ни с персонажами, рисуя мрачные картины на стыке викторианской эстетики, постапокалипсиса и стимпанка. А её вариативность связана не только с грамотным использованием ресурсов и свободного места, но ещё и с принятием нравственных решений. Хотите — стройте тоталитарную общину, где в чести сила, наглость и хамство, а нет — цепляйтесь за мораль до последнего. Но оба варианта требуют усилий и хоть какого-то плана развития — пустив дела на самотёк, вы просто убьёте выживших.

Конечно, не все готовы смаковать депрессию и выбирать из двух зол в строительном симуляторе. Новая игра поляков, подобно This War of Mine, требовательна к душевным качествам и настроению игрока. Но если вы ищете стратегию в необычном сеттинге или цените творчество 11 bit, то вам определённо стоит отложить деньги на покупку Frostpunk, когда она выйдет.

 

Автор текста: Александр Бурсов

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.