Обзор Cuphead — в ад и обратно с самой красивой игрой года

Пeчaльнo, нo фaкт: игры с высoкoй слoжнoстью стaли экзoтикoй. 30 лeт нaзaд xaрдкoрныe экшeны врoдe Contra были в пoрядкe вeщeй: дизaйнeры любили устрaивaть гeймeрaм прoвeрку нa прoчнoсть пo пoвoду и бeз. С тex пoр утeклo мнoгo вoды — и нeкoгдa пoпулярнoe срeди гoрстки энтузиастов хобби вошло в мейнстрим. Новая аудитория — новые правила: в XXI веке людям подавай не испытание нервов и навыков, а простенькое развлечение на вечер-другой. Желательно с микротранзакциями и разноцветными лутбоксами.

Впрочем, не всё так плохо: там, где коммерческие продукты обычно разочаровывают, независимые игры цветут буйным цветом. Инди-разработчики творят что хотят, не беспокоясь о продажах, не волнуясь о казуалах. И порой в их стремлении сделать «как надо» на свет рождаются произведения искусства, которыми невозможно не восхищаться.

 

Чашка наполовину пуста?

Cuphead, один из главных хитов сентября и гроза нерадивых журналистов, долгое время был эдакой «тёмной лошадкой» — проектом слишком амбициозным, чтобы оказаться правдой. Визуально насыщенный платформер в незатасканной стилистике мультфильмов 30-х годов — где-то обязательно спрятался мерзкий, портящий всю картину подвох.

Быть может, разработчики-дебютанты (братья Чад и Джаред Молденхауэры) не сумеют вытянуть геймплей, потратя все свои силы на рисование красочных анимаций и декораций. Или позарятся на деньги какого-нибудь крупного издателя и превратят своё детище в рассадник DLC. А потом, чего доброго, принесут хардкорность в жертву хорошим продажам. Увы, такое нынче время — нельзя от интересных новинок ждать чего-то хорошего.

Но чудеса всё же случаются. Cuphead — ни много ни мало шедевр. Шесть лет тяжёлого труда пошли на пользу: перед нами невероятное ретро-приключение, в котором всё (абсолютно всё!) сделано с умом.

 

Пиф-паф, ой-ой-ой

И речь даже не о графике. Безусловно, игра цепляет своим визуальным исполнением — стилизация под работы Макса Флейшера, Аба Айверкса и Уолта Диснея просто потрясающая, словно рукой дизайнеров правили сами маэстро. Экспрессивные лица, первоклассные анимации, очаровательные задники — придраться просто не к чему, страшно представить сколько труда ушло на проработку всего и вся. Портит великолепие лишь небольшой перебор с пост-эффектами: от хроматической аберрации вкупе с зернистостью может заболеть голова.

Но магия Cuphead вовсе не в обласканной всеми картинке прямиком из 30-х годов. Под видом детского ретро-платформера выпустили самого настоящего наследника Contra и Metal Slug — по-хорошему сложный боевик, который при первой же возможности даёт понять, что соплякам здесь не место. Три жизни, два вида оружия, гигантский монстр на весь экран — и крутись (прыгай, уворачивайся) как хочешь.

Каждый уровень — длительная и напряжённая борьба за выживание. Испытание, любая ошибка в котором равносильна смерти. Просто представьте себе огромного робота, который одновременно пускает в героя лазеры, ставит барьеры на весь экран и регулярно стреляет самонаводящимися ракетами. Вокруг постоянно летают снаряды и мусор — успевай только уворачиваться да молиться, чтобы не получить по голове каким-нибудь шальным болтом. А стоит отстрелить исполину какую-нибудь часть тела, он меняет тактику на ещё более изощрённую и опасную. И это самое начало битвы! Поначалу кажется, что пройти через весь этот ад невозможно. Дескать, авторы просто издеваются над игроком, подкидывая всё новые и новые паттерны, снаряды и уловки «просто потому что могут».

Но нет. Подобно лучшим образчикам жанра run’n’gun, детище Молденхауэров учит самому главному — превозмогать и адаптироваться. Не ждать регенерации здоровья, не надеяться на QTE и какие-либо послабления. Хочешь дойти до финала, накостылять дьяволу и забрать обратно свою душу? Тогда будь готов к самому хардкорному приключению последних лет.

Удивительно, но в таких условиях даже регулярные поражения не раздражают — напротив, неудачи раззадоривают, вынуждают идти до победного конца невзирая на боль в глазах, пальцах, голове. Особая роль в этом отведена, конечно, хитроумному интерфейсу: после очередной гибели игроку показывают как далеко он зашёл, сколько здоровья оставалось боссу до смерти или перехода в очередную фазу битвы. При виде своих подвигов (особенно когда до финала остаётся сааамая малость) сложно просто взять и бросить всё до следующего вечера. «Что, слабо сегодня дойти до третьего острова?» — подначивает внутренний голос, и вновь продолжается бой.

 

Беги-стреляй

Потрясающий экшен, восхитительная картинка, отличное управление с контроллера и чувство, что тебе наконец-то бросают честный вызов. А как насчёт проблем? Неужели дебютантам удалось невозможное? Отчасти: всё самое главное работает как надо. По-настоящему удручает лишь одно: в игре слишком мало обычных сайдскроллерных уровней. Всего-то 6 штук — как-то совсем уж слабо, особенно по сравнению с 30 «дуэлями», которыми усеяны три-с-половиной мультяшных островка. Самое обидное, что некоторые из более прямолинейных эпизодов очень впечатляют — в одном, например, приходится в прямом смысле прыгать на потолок, чтобы уворачиваться от препятствий. С другой стороны, иногда полезно пожертвовать количеством ради качества — релиза и так ждали много лет.

Но это всё, по большому счёту, пустяки и придирки: они не изменяет главного — после шести лет упорного (порой неблагодарного) труда StudioMDHR умудрилась сделать один из главных ретро-экшенов XXI века. Шедевр, который не стыдно поставить на одну полку с какой-нибудь Hard Corps: Uprising. Не каждому придётся по нраву местами зубодробительная сложность, да и картинка может показаться немного вычурной, но это совсем не повод игнорировать один из главных боевиков 2017 года.

По-настоящему олдскульная, красочная и увлекательная Cuphead — это обаятельное приключение, которые так и тянет пройти на одном дыхании. Но не стоит торопиться. Столь роскошные, филигранно исполненные боевики выходят слишком редко — так что праздник имени Диснея и Флейшера лучше растянуть.

 

Достоинства:

  • великолепные боссы один другого краше и опаснее;
  • отзывчивое управление;
  • хорошо подобранная сложность;
  • выдающийся дизайн всего и вся;
  • отличный джазовый саундтрек;
  • низкая цена (особенно на PC).

Недостатки:

  • слишком мало платформенных уровней;
  • из-за обилия пост-эффектов начинают болеть глаза;
  • просто отвратительная раскладка на клавиатуре;
  • пара мелких геймплейных огрехов.

Выходные данные

  • Платформы: PC, Xbox One
  • Разработчик: StudioMDHR Entertainment Inc.
  • Издатель: StudioMDHR Entertainment Inc.
  • Дата выхода в России: 29 сентября 2017 года
  • Локализация: отсутствует
  • Похожие игры: серия Contra, серия Metal Slug, серия Mega Man, Gunstar Heroes
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, если в жизни не хватает вызова и чашек

Скачать на PC

Скачать на Xbox One

Автор текста: Игорь Ерышев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.