Обзор ELEX — долгожданное возвращение авторов «Готики»

Рaзбудитe фaнaтa сeрии Gothic пoсрeди нoчи и спрoситe o eгo зaвeтнoй мeчтe. Вeликa вeрoятнoсть, чтo в oтвeтe будeт фигурирoвaть прoдoлжeниe культoвoгo фрaнчaйзa (или xoтя бы eгo пeрeзaпуск). Пeчaльнo, нo фaкт: сaми Piranha Bytes к лeгeндaрнoй «Гoтикe» вoзврaщaться нe спeшaт. В мнoгoчислeнныx интeрвью oни нeoднoкрaтнo пoдчёркивaли, чтo зaвышeнныe oжидaния гeймeрoв стaвят пeрeд рaзрaбoтчикaми нeпoсильную и прaктичeски нeвыпoлнимую зaдaчу.

ELEX, с учётoм таких вводных, можно рассматривать как достойный выход из положения: принципиальная новизна проекта развязала «Пираньям» руки и позволила студии использовать свои лучшие наработки без риска разочаровать поклонников. Мы разобрались, что из этого вышло, и, признаться честно, до сих пор находимся под впечатлением.

 

Такие разные, но такие похожие

В равной степени крутая и бредовая идея технофэнтези вызывала вопросы ещё на этапе анонса: средневековые воины в рогатых шлемах по соседству с боевыми шагающими роботами казались запредельным сюром. Но «Пираньи» не были бы собой, если б не сумели превратить настолько парадоксальный сеттинг в нечто оригинальное и достоверное.

Да, вселенная «Элекса» функционирует по странным законам и на первых порах это здорово сбивает с толку. Здесь как будто намеренно переборщили с контрастами: мир напоминает смесь из декораций к «Безумному Максу», «Эквилибриуму» и (внезапно) сериалу «Викинги». Но со временем всё меняется — возникающий поначалу диссонанс уходит на задний план, а сама история обрастает фирменным «готическим» шармом. Которого, к слову, так не хватало в Risen.

Постапокалипсис учит нас: не так страшен конец света, как то, что за ним последует. Вот и для планеты Магалан столкновение с кометой стало лишь началом глобальных перемен. Катализатором послужил элекс — загадочный минерал инопланетного происхождения, способный превратить любое живое существо в кровожадного монстра. Прежняя цивилизация (идентичная земной) разрушена, а пришедшие ей на смену общества живут по особым правилам и не очень-то жалуют друг друга. По неписаным традициям игр от Piranha Bytes, к одной из таких фракций нам и предстоит примкнуть.

На южных рубежах обосновались берсерки — воины и земледельцы, чтущие законы природы и отвергающие любые технологии. Клирики, со свойственным им религиозным запалом, таких крайностей не одобряют и выступают за разумное использование машин и электроники. В третьем играбельном лагере и вовсе сплошные разбойники и раздолбаи: изгои выстроили посреди пустыни город из мусора и покрышек и теперь предаются в нём всяческим непотребствам с излишествами. Элекс же нужен всем — это и валюта, и топливо, и источник магии и даже наркотик.

Но отчаяннее всего в силе минерала нуждаются альбы — группировка высокоразвитых суперсолдат, контролирующих север. Холодные, расчётливые и лишённые эмоций они принимают элекс в пищу, надеясь, что это поможет им эволюционировать. Тоталитарная доктрина, непререкаемый авторитет лидера и чудовищные эксперименты над людьми — тут полный набор «злодейских» штампов. И мы бы, вероятно, над этим даже посмеялись, если бы не одно но: главный герой — бывший командор альбов. Чувствуете назревающий конфликт?

 

Нормальные герои всегда идут в обход

Впервые за всю историю ролёвок от Piranha Bytes основного персонажа наделили не только именем, но и внятным прошлым. По иронии судьбы он, правда, начисто лишён харизмы и в этом смысле очень проигрывает симпатяге Безымянному. Однако преемственность ощущается. По крайней мере фансервис поджидает уже во вступительном ролике — там приговорённый к смерти Джакс драматично падает с обрыва, а сама сцена вольно цитирует начало оригинальной Gothic.

Нельзя сказать, что игра поражает вариативностью, но путей для отыгрыша здесь действительно много. Большую часть сознательной жизни Джакс находился под влиянием элекса, поэтому эмоции и простые человеческие чувства для него в новинку. Характер героя, таким образом, формируется на ходу: воруй, убивай, угрожай или будь паинькой — выбор за тобой. Помножьте это на бесшовный открытый мир, где идти куда вздумается позволено уже с первых минут, и получите крупномасштабное приключение в лучших традициях «старой школы» RPG.

Что у «Пираний» вышло блестяще, так это дух первооткрывательства — Магалан со всеми его контрастами бесконечно интересно исследовать. По дороге от одного квестового объекта к другому то и дело натыкаешься на укромные нычки с лутом, побочных NPC и миниатюрные пьесы в их исполнении. Поверьте: те, кто ругают «Элекс» за якобы пустой мир, просто не потрудились ознакомиться с ним в деталях.

Вот в неприметной хижине у подножья горы разыгралась кровавая драма и вы, кажется, опоздали буквально на пять минут: все участники уже мертвы и художественно валяются рядом с уютно потрескивающим очагом. А вот стая мутировавших шакалов атакует вражеских скаутов прямо посреди разрушенного шоссе — лучшего момента, чтобы нанести удар в спину, не придумаешь.

Система телепортов и джетпак значительно упрощают перемещения между локациями. Но если первое решение оправдано размерами мира, наличие реактивного пояса приводит к злоупотреблениям. Действительно, зачем расчищать себе путь к очередному оплоту альбов, когда можно в два счёта перемахнуть через высоченную стену и разобраться с их предводителем один на один?

Игровые механики вообще предусматривают множество вольностей: ничто не мешает привести пачку квестовых монстров прямо к персонажу, выдавшему контракт на их убийство. Он сам разложит чудовищ, а потом, глазом не моргнув, отстегнёт обещанную награду. Вот только если «непись» в процессе случайно погибнет, вся затея накроется медным тазом, поэтому к магической комбинации save — load обращаешься с завидным постоянством.

По логике, возможность такого безнаказанного абьюза должна начисто убивать атмосферу и понижать градус напряжения. Но на деле происходит ровно противоположное: каждая задача, любая стычка с врагом превращается в бесконечное поле для экспериментов. Что с того, если вы забрались на крышу разрушенного завода и закидали противника гранатами с безопасного расстояния? Кто сказал, что у неприятеля не может быть «слепого пятна»? В конце концов, с какой стати бой должен быть честным? Всё, что не запрещено — разрешено, а уж импровизировать тут можно часами.

 

На лицо ужасная, годная внутри

Раскачка персонажа тоже оставляет пространство для манёвра. Мало того, что каждая из фракций обладает собственными фишками, развитая система побочных характеристик позволяет «вырастить» из Джакса практически кого угодно. Хотите вдарить по ремёслам и алхимии? Вперёд. Предпочитаете охотничьи навыки и выживание? Почему бы и нет. Дополнительные умения грамотно распределены в подклассы и, при желании, освоить можно все без исключения.

Арсенал так вообще превосходит самые смелые фантазии: помимо архаичных мечей и арбалетов, герой одинаково ловко управляется с лазерами, плазмаганами, ракетницей и даже огнемётом. И это вдобавок к магии — заклинания берсерков и технические фокусы альбов станут неплохим подспорьем в битве за Магалан.

Казалось бы, сказка ведь, натуральный рай. Да только боевая система никогда не была визитной карточкой Piranha Bytes. Серьёзно, механика поединков настолько топорная, что вынуждает попросту избегать прямого контакта с соперником. На низком уровне сложности ты закликиваешь цель до тех пор, пока герой не выбьется из сил, после чего ретируешься, чтобы индикатор энергии хоть немного заполнился. На высоком же каждая схватка превращается в долгий и мучительный процесс с отступлениями, перекатами и незапланированными полётами на джетпаке.

Увы, на этом проблемы ELEX не заканчиваются. Игра собрана на основе Genome Engine, созданного ещё для третьей «Готики», и скрыть это не под силу даже многочисленным модификациям вместе с PhysX в качестве физического движка. Графика безбожно устарела, AI регулярно тупит, а по части картонной лицевой анимации «Элекс» влёгкую уделывает последнюю Mass Effect. В общем, учитывая высокий порог вхождения (поначалу монстры разбирают персонажа с пары плевков), неподготовленного человека такие «прелести» определённо шокируют, если не разочаруют.

Именно поэтому мы позволим себе небольшое оправдательное отступление. Оценивать новый тайтл «Пираний» с оглядкой на высокобюджетные ААА-проекты по меньшей мере неправильно. Для справки: над третьим «Ведьмаком» трудились 240 сотрудников CD Projekt RED и полторы тысячи специалистов на аутсорсе. В то время как команда разработчиков «Элекс» — это тридцать человек в студии и десяток приглашённых фрилансеров. На таком фоне любые претензии к картинке или геймплею кажутся смешными и несостоятельными.

Впрочем, рядового игрока подобными нюансами не впечатлишь, что прискорбно. Ведь если судить об ELEX по обложке, вы рискуете пропустить одно из лучших виртуальных приключений в своей жизни. Причём, в отличие от неоднозначной серии Risen, на этот раз оно ещё и по-настоящему самобытно. По сути, это талантливый и безумно ностальгический авторский проект, сделанный с душой и искренней любовью к жанру.

Да, тут на каждом шагу сплошные условности, с которыми проще всего раз и навсегда смириться: инвентарь бездонный, а закованные в броню роботы разваливаются после пары метких выстрелов из обыкновенного лука. Но каждый кустик на просторах Магалана посажен вручную. И за судьбы спутников переживаешь взаправду, как за лучших друзей. Нет, это, конечно же, не «Готика». Однако культовой саге о Безымянном ELEX не уступает ни на йоту.

 

Достоинства:

  • новая игра от студии, подарившей нам легендарную Gothic;
  • несколько вариантов прохождения и гибкость побочных сюжетных линий;
  • гигантский открытый мир, в котором постоянно что-то происходит;
  • на удивление удачный сплав фентези и научной фантастики;
  • атмосфера эпического приключения в духе «старой школы» RPG.

Недостатки:

  • устаревшее всё: движок, графика, боевая система;
  • высокий порог вхождения — с новичками здесь не церемонятся.

Выходные данные

  • Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
  • Разработчик: Piranha Bytes
  • Издатель: THQ Nordic
  • Дата выхода в России: 17 октября 2017 года
  • Локализация: субтитры
  • Похожие игры: серии Gothic и Risen, Fallout: New Vegas
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, особенно если тоскуете по классике от «Пираний»

Скачать на PlayStation 4

Скачать на Xbox One

Скачать на PC

Автор текста: Аня Васильева

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.