Обзор Frostpunk: даже лучше, чем This War of Mine?

У вaс сoвeсть eсть? A мoрaльныe принципы? Или, мoжeт, лидeрскиe кaчeствa? Eсли мнитe сeбя xoрoшим человеком, новая игра поляков из 11 bit заставит вас в этом усомниться. Здесь даже джентльмены с Даунинг-стрит дерутся за место у буржуек и крадут друг у друга баланду, а уж когда заходит речь об управлении их сообществом, избегать крайностей становится чертовски сложно. Так что не говорите «гоп», пока зажатая среди ледников колония не пережила первые заморозки.

На честном слове и паровом котле

Когда-то о Британской империи говорили, что над ней никогда не заходит солнце. В альтернативной истории от этого факта мало проку: небесное светило, конечно, никуда не делось — оно просто перестало согревать Землю, а на Европу надвинулись ледники, принеся гибель миллионам людей и животных. Лишь небольшой группе лондонцев удалось добраться до угольного генератора, вокруг которого они должны возвести последний оплот цивилизации. Погода портится день ото дня, поэтому счёт идёт на минуты. И это обстоятельство, равно как и строго заданная топография, отличает Frostpunk от жанровых собратьев.

Хотя правила игры просты и понятны любому. Отправляем людей к окрестным кучам мусора на сбор стройматериалов и угля, а когда подножные ресурсы подходят к концу — оборудуем шахты. Разметка улиц ограничивается прокладыванием дорог из досок, вершина инженерной мысли — паровой робот автоматон, пригодный для использования в экстремальных условиях. А из всех развлечений — бойцовский клуб, паб да бордель. В мастерской можно исследовать новые типы зданий и методы обогрева — скажем, увеличить полезный радиус генератора и установить на рабочих местах печки. Или изобретать протезы для инвалидов, чтобы те вернулись к работе, — тоже полезная штука.

Оба класса жителей — и корпящие над чертежами инженеры, и таскающие мешки работяги — нуждаются, по сути, в одном и том же. Хотят досыта есть, ночевать в тепле и не горбатиться по двадцать часов в сутки. Уж всяко лучше, чем прозябать на лесопилке при минус пятидесяти, жить в продуваемой всеми ветрами палатке и давиться там кашей с опилками, а затем отморозить ногу и оставить её на столе у хирурга, — во Frostpunk возможно и такое развитие событий. Но в какой бы ад ни скатывалась жизнь колонии, это всегда результат ваших решений. Стратегия до жути скупа на сюрпризы — даже там, где это пришлось бы к месту. Например, во время одной из вылазок за припасами скауты могут либо убить медведей, либо погибнуть от них, но беженцы, которым угрожали животные, спасутся в обоих случаях.

С точки зрения строительства и роста поселения геймплей предлагает от силы треть возможностей, доступных в больших ситибилдерах вроде сериала Anno. И ограничься Frostpunk такой программой-минимумом, о ней не стоило бы даже говорить. Но произведение 11 bit раскрывается с другой стороны, с эмоциональной: главная трудность каждого из трёх сценариев — добраться до финала, сохранив веру в человечество, чувство собственной справедливости и гуманизма.

 

Интимные надежды отморозков

Мы привыкли к тому, что люди в стратегиях — ключевой ресурс. Это и рабочие руки, и электорат, и армия, и силы правопорядка. Однако в условиях ледяного апокалипсиса народ становится обузой, поэтому чем больше жителей грудится вокруг генератора, тем чаще возникают проблемы. Эти недовольны заботой об инвалидах (хотя иждивенцам дают всего-то полпайки), те бунтуют из-за дефицита еды. А вот шахтёр получил травму от автоматона — и теперь горняки требуют замедлить роботов ради безопасности. Но как поступить в ситуации, когда машина гораздо ценнее человека? Ведь она стоит целой бригады, действует круглосуточно и в любой мороз, а попробуй ввести сверхурочные для живых трудяг — затеют стачку. Frostpunk даже не штрафует за отказ приютить беженцев. На нет и спроса нет. Только окоченевшие трупы в снегу останутся на вашей совести.

Авторы нарушают и другое клише жанра — безликость толпы, где каждый представляет собой серого, усреднённого обывателя. Тут всё иначе, в чём несложно убедиться, отвечая на личные жалобы и следя за показателями настроений в общине — надеждой и недовольством. Жёсткие меры, вроде продления смен, сокращения калорий в пище или использования детского труда, раздражают людей, но закон о радикальной медицине, обязывающий врачей ампутировать обмороженные конечности, тоже вызывает возмущение. Спасение жизни любой ценой им, видите ли, не по душе. А что тогда нравится?

Отвечая на этот вопрос, вы погрязнете в политиканских манипуляциях. Людей тошнит от водянистой похлёбки? Ничего, запьют её пивом в пабе и будут давиться пустым супом дальше. Кого-то тревожит гибель родственников? Пусть похоронят усопших под речь бригадира и возвращаются со спокойной совестью к станкам. Ребёнок травмировался в штольне — это, конечно, плохо. Но дайте ему выходной — и народное негодование стихнет. Детки, меж тем, останутся при деле. Frostpunk не первой показывает, как цель оправдывает средства, но делает это со свойственным творчеству 11 bit размахом и драматизмом.

Каждый сценарий, кроме вереницы личных трагедий, предлагает глобальную дилемму. Скажем, угомонить смутьянов полицейскими мерами или при помощи религии? Бросить все силы на обогрев хранилищ с редкими растениями или рискнуть флорой ради спасения соседей из Нью-Манчестера? Хорошая концовка здесь возможна, но с парой-тройкой оговорок. Каждый из нас хочет быть честным и добрым — разработчикам это прекрасно известно, и они мастерски обыгрывают ваши надежды. Так что, начав партию с благими намерениями, геймер рискует скатиться к самой низкопробной диктатуре или религиозному мракобесию с отрядами ревнителей веры, которые преследуют диссидентов.

 

Кусочек льда с огранкой

На атмосферу работает и то, насколько глубоко авторы углубляются в темы, характерные для XIX века. Детский труд, социальный дарвинизм и даже альтернативная история с оттенком пессимизма, в чём англичане опередили прочие нации. Достаточно вспомнить книгу 1905 года «Упадок и разрушение Британской империи», где описан захват Индии русскими, а Австралии — японцами. Об отсылках к малому ледниковому периоду мы уже говорили в превью, но нелишне напомнить, что это могло стать отправной точкой при разработке концепции. Вроде мелочи, на которые большинство не обратит внимания, а всё же приятно иметь дело с продуманным до таких контекстов произведением.

Frostpunk можно назвать стратегией для тех, кто не питает особой привязанности к жанру. Фанаты задач по логистике, скрупулёзные бухгалтеры, придирчивые архитекторы и любители перепроходить одну карту ради новых решений рискуют разочароваться. Зато люди, ищущие эмоциональной вовлечённости, останутся довольны на все сто. Игра напоминает украшение изо льда: через какое-то время шедевр растает, но от него глаз не оторвать, пока он сверкает гранями на солнце.

 

Достоинства:

  • в правила вникаешь с полпинка;
  • интересный сеттинг;
  • атмосфера безнадёги, тревоги и выживания;
  • внимание к деталям;
  • можно пасть на дно аморальности;
  • можно взмыть на вершину гуманизма;
  • цена не кусается.

Недостатки:

  • всего три сценария;
  • по меркам стратегий здесь куцый набор возможностей;
  • случайность отсутствует как фактор;
  • огрехи русского перевода.

Выходные данные

  • Платформы: PC
  • Разработчик: 11 bit studios
  • Издатель: 11 bit studios
  • Дата выхода в России: 24 апреля 2018
  • Локализация: русский интерфейс
  • Похожие игры: Banished, They Are Billions, This War of Mine
  • Стоит ли покупать сейчас? Да

Скачать на PC

Автор текста: Александр Бурсов

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.