Обзор Subnautica — No Man’s Sky здорового человека

Кaжeтся, этo кoнeц. Пoмoщи ждaть нeoткудa. В спaсaтeльнoй кaпсулe пoжaр, к торчащему из воды огрызку корабля не подобраться из-за радиации, а пучина кишит монстрами: один взрывается при контакте, другой, завидев чужака, выпускает облако едкой гадости, третий норовит отгрызть исследователю ногу. А у планеты-океана, куда рухнул звездолёт, даже названия нет — только порядковый номер. Отшиб галактики. Так что выбор невелик: задраить люк и смиренно дожидаться смерти или бороться за жизнь, используя подручные средства.

Робинзон Садко

Хотя Subnautica предлагает выживать, привычное слово «survival» описывает лишь толику ощущений от игры. Здесь нет вечного мрака Darkwood, постоянных драк из State of Decay и сжимающей сердце депрессивности, как в This War of Mine. Произведение коллектива Unknown Worlds куда более многогранно: то обрадует, то испугает, то заставит зачарованно глазеть на громадного рифоспина, плывущего в окружении рыбок-бумерангов мимо гряды кораллов.

Придерживаться какого-либо стиля тоже никто не заставляет. Лень следить за индикаторами голода и жажды — выбирайте «свободный» режим, а желаете обрести бессмертие и запас стройматериалов в придачу — вот вам «креатив». Но даже на уровне сложности «выживание», где надо обыскивать дно в поисках ресурсов и чертежей, добывать съестные припасы и шарахаться от любой тени, мир вызывает симпатию. Отсюда не хочется удирать сломя голову.

Наоборот, возникает чувство азарта, творческий зуд Робинзона Крузо, которого судьба лишила комфорта, но не пары рук и смекалки. К тому же у моряка из книги Даниэля Дефо не было Изготовителя — чудо-девайса, умеющего расщеплять предметы на молекулы, чтобы создавать из них что-нибудь полезное. Например, из куска меди и кислотных грибов можно изготовить батарейку. А если добавить кусок титана, добытого из обломков корабля, получим сканер — с ним проще разобраться, как и что использовать. Из этой рыбы выжимаем питьевую воду, ту — обжариваем к ужину, одни водоросли дают резину, другие — бензол.

Эволюцию астронавта-неудачника в матёрого Аквамена венчает постройка базы. Свет дня начинает раздражать, мечты о твёрдой почве под ногами улетучиваются, хотя островки суши в океане всё же есть. Вы привыкаете к жизни на глубине, любуетесь цветом воды во время заката, плавным покачиванием леса из водорослей и тем, как причудливы местные обитатели. Короче, напрочь забываете о конечной цели игры — удрать с планеты. А зря.

 

Когда вы всматриваетесь в бездну…

Насколько легко Subnautica очаровывает, настолько же просто она доказывает, что места тут отнюдь не райские. В сумрачных рифтах рыщут чудовища-левиафаны, по сравнению с которыми мелюзга, пытавшаяся доконать героя после аварийной посадки, выглядит просто смешно. Не менее опасны микроскопические бактерии. Сюжет связывает тех и других воедино, разворачивая драму галактического масштаба — такого от подводной «песочницы» с крафтом уж точно не ждёшь.

Но игра ловко манипулирует вашими ожиданиями. Например, стремлением хоть как-то справиться с одиночеством. То и дело вы обнаруживаете другие спасательные капсулы, но в них ни души. Соорудив резак и сшив антирадиационный костюм, отправляетесь внутрь потерпевшего крушение корабля. Крадётесь по коридорам, беспорядочно заваленным грудами ящиков, вскрываете двери, ведущие в полузатопленные отсеки и лаборатории, озаряемые снопами искр. Тут разбросано немало полезного (можно даже прихватить на базу плакат с котиком в скафандре), но куда подевался остальной экипаж?

Так идиллия «Подводной одиссеи команды Кусто» оборачивается научно-фантастическим триллером. А вы понимаете, что герой — не единственное разумное существо в этом океане, причём танцы под укулеле вряд ли входят в культурную программу аборигенов. Полюбовались на рыбок среди кораллов, ничего не скажешь.

 

ABZU на максималках

Subnautica раздвигает границы жанра. Дух исследования и открытий здесь ощущается острее, чем в No Man’s Sky, красота океана раскрыта ярче, чем в сравнительно недавней ABZU, а сюжету позавидует sci-fi блокбастер вроде Dead Space. Механика создания предметов достаточно примитивна, чтобы не отвлекать от главного, но продумана настолько, что приходится следить за силой тока на базе, ремонтировать субмарину и улучшать снаряжение. Игра обходится без технического занудства, как в романе Энди Вейра «Марсианин», но поглядывать в отчеты об устройстве и метаболизме местных созданий всё равно интересно.

То перед вами симулятор аквалангиста, то приключение, то шутер от первого лица, то survival horror в мрачных декорациях. И всё это подаётся в спокойном, гипнотизирующем темпе — низкопробных скримеров, какими грешит творчество инди-студий, вы здесь не найдёте.

Пусть никого не смущают кадры, напоминающие рекламу дайвинга на тропических островах. Если вы хоть раз вздрагивали при просмотре фильма «Челюсти», напряжённо следили за развитием событий «Бездны» Джеймса Кэмерона или дивились внешности тварей, которых поднимают со дна Тихого океана, то зашли по адресу. Только убедитесь, что у вас достаточно времени — затягивает Subnautica будь здоров, и даже без VR-гарнитуры эффект погружения вам обеспечен.

 

Достоинства:

  • красивый и просторный мир;
  • необычный сеттинг;
  • простая, логичная и не утомляющая механика крафта;
  • полноценный научно-фантастический сюжет;
  • продуманная экосистема;
  • уйма возможностей в плане обустройства быта и исследований;
  • доступная цена в Steam.

Недостатки:

  • оптимизация могла быть качественнее;
  • не хватает украшений и мини-развлечений для базы;
  • не помешал бы мультиплеер.

Выходные данные

  • Платформы: PC, Xbox One
  • Разработчик: Unknown Worlds Entertainment
  • Издатель: Unknown Worlds Entertainment
  • Дата выхода в России: 23 января 2018 года
  • Локализация: интерфейс и субтитры
  • Похожие игры: ABZU, Diluvion, No Man’s Sky, Stranded Deep
  • Стоит ли покупать сейчас? Да

Скачать на PC

Скачать на Xbox One

Автор текста: Александр Бурсов

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.