Похождения мужика в трико: как менялись игры про Человека-паука

Супeргeрoи. Нeкoгдa кумиры дeтвoры и гикoв, a сeгoдня oни знaкoмы всeм и кaждoму. Нeмудрeнo: фильмы с иx учaстиeм сoбирaют миллиaрды, книжныe лoмятся oт грaфичeскиx нoвeлл, a в сoцсeтяx нe утиxaют споры в духе «кто круче — Тор или Халк?» С играми та же история. Скоро, например, на полки приземлится Spider-Man, потенциальный шедевр студии Insomniac Games. Или нет? Пока фанаты с нетерпением ждут новых интерактивных приключений Человека-паука, самое время вспомнить, как легенда комиксов обрела второй дом на экранах мониторов.

Удивительные истоки

Индустрия американских комиксов очень похожа на шоу-бизнес: имидж и популярность решают всё. Борцы с преступностью в цветастых трико словно топ-модели и голливудские актёры. Разве что вместо дефиле по красной дорожке в окружении тысяч фотографов они меряются силами с бандитами, попутно спасая мир от очередной напасти.

Разумеется, далеко не каждому новичку удаётся добиться признания сразу. Какие-то персонажи годами дожидаются звёздного часа, с лёгкой руки сценаристов и художников меняя наряды и повадки. Как вам, скажем, Супермен, не умеющий летать и шантажирующий людей? А Бэтмен в фиолетовых перчатках? В мире, где всякие мстители рождаются чуть ли не каждый месяц, конкурировать надо не только с представителями других компаний, так ещё и между собой. Попасть в яблочко с первой попытки не просто сложно — практически невозможно. Вот только Стэну Ли, редактору Marvel Comics, и Стиву Дитко, штатному художнику, об этом никто почему-то не сказал.

«Сложно представить, какой фурор дебют Человека-паука произвёл полвека тому назад»

Дебют Питера Паркера состоялся в августе 1962 года, в заключительном на тот момент выпуске Amazing Fantasy — антологии, к созданию которой приложили руки и кисти признанные гении индустрии комиксов. Увы, несмотря на участие легенд уровня Джека Кёрби, особым спросом она не пользовалась: требовался новый импульс. Нечто, способное привлечь аудиторию. Например, рассказ о недотёпистом пареньке, волею случая превратившемся в борца с преступностью.

Описать реакцию публики на юного супергероя можно одним словом: восторг. Оно и неудивительно: укус радиоактивного паука, красно-синий наряд, трагическая смерть Дяди Бена, «с великой силой приходит великая ответственность» в качестве морали… Сегодня 15-й номер «Фантазии» по праву считается классикой, и сложно представить, какой фурор он произвёл полвека тому назад. Напоминают о нём лишь цифры продаж — рекордные по тем временам. После такого успеха Человек-паук отправился в свободное плавание с помощью комикса The Amazing Spider-Man. Сначала он покорил Штаты, а затем весь мир.

 

Поразительный старт

Marvel не стеснялась «доить» суперпопулярную серию любыми способами. Фигурки, наклейки, детская (и ныне меметичная) передача с очаровательной музыкальной темой, американский телесериал, японское шоу от Toei, в котором Дружелюбный сосед призывал на помощь гигантского робота, — куда ни плюнь, всюду Паук. Не хватало лишь интерактивных развлечений, их пришлось ждать до 80-х.

Как ни парадоксально для эпохи Pac-Man и Space Invaders, первой игрой с Паркером стал пинбольный автомат The Amazing Spider-Man от Gottlieb, одной из самых плодовитых фирм по производству аркад. Стараниями художника Гордона Моррисона аппарат получился красочным, коллекционером на радость. Стэн Ли установил у себя в офисе один такой экспонат и регулярно показывал его гостям!

А вот до приставок парень в трико добрался лишь два года спустя — в Spider-Man для Atari 2600. Произведение знаковое, пускай геймплей в нём до смешного прост по современным меркам. Итак: коварный Зелёный Гоблин заложил на небоскрёбе несколько бомб, и лишь кумир детворы способен их разрядить. Если, конечно, ему под силу залезть на крышу и не сорваться.

Отдадим должное Parker Brothers — электронная адаптация худо-бедно передавала супергеройские будни: Питер ползал по стенам, летал на паутине и спасал город от козней злодеев. Супермену, например, повезло гораздо меньше. Адекватный дебют, и всё же до идеала было очень далеко. Во всех смыслах.

Ведь на протяжении 80-х Паук редко попадал на мониторы: компьютерные геймеры довольствовались текстовым квестом (Questprobe: Spider-Man) да недофайтингом с участием пары других звёзд Marvel Comics (Spider-Man and Captain America in Doctor Doom’s Revenge). Технически, конечно, Паука можно найти в замечательной The Revenge of Shinobi от SEGA… Однако нелицензированное камео в качестве босса — разве это достойно одной из главных фигур американской поп-культуры?

А вы знали, что Мачете (который не эсэмэсит) дебютировал в Spider-Man and Captain America in Doctor Doom’s Revenge?

Настоящий расцвет начался в девяностых: как только подоспели новые консоли с чуть более мощным железом, молодые команды решили попытать счастья на ниве интерактивных адаптаций. И сколько же шедевров родилось в 90-е? Ни одного. К сожалению, фантазии разработчиков хватало лишь на банальные платформеры да экшены, в которых Дружелюбный сосед ходил по улицам и подземельям да раздавал тумаки тысячам одинаковых гопников, роботов, монстров.

«Фантазии разработчиков хватало лишь на банальные платформеры да экшены»

Само по себе это, впрочем, отнюдь не плохо — и сегодня любители классики легко вспомнят пару релизов тех времён. Например, The Amazing Spider-Man для Game Boy от тогда ещё начинающего коллектива Rare. Цеплял хит в первую очередь портативностью.

Коробка The Amazing Spider-Man с автографом Джеймса Рольфа, ведущего интернет-шоу Angry Video Game Nerd

Впрочем, и на домашних системах никто не жаловался на недостаток картриджей с ловкачом в красно-синем трико. Кто-то с любовью относится к Spider-Man: Return of the Sinister Six — классическому NES-платформеру, его запутанности и сложности современные аналоги могут только позавидовать. Иные (главным образом поклонники продукции SEGA) наверняка найдут пару добрых слов в адрес The Amazing Spider-Man vs. The Kingpin от будущих авторов Zero Tolerance.

Несмотря на обилие новинок, главным фаворитом стала Spider-Man and Venom: Maximum Carnage — первая игра про Паука, основанная не на фантазиях безвестных геймдизайнеров, а на одноимённом сюжете комикса. Красочный и динамичный боевик предлагал всё лучшее, что можно было найти на рынке (кроме, увы, кооператива). Правда, Maximum Carnage, выдающийся технически и недурственный по части геймплея, лишь удачно копировал другие известные хиты. В отличие от исходных комиксов, которые ещё в 1962-м обрели своё неповторимое «я».

Впрочем, хуже всех пришлось PC-геймерам: их «радовали» бестолковыми программами вроде Spider-Man Cartoon Maker

Та же история с Venom/Spider-Man: Separation Anxiety, Spider-Man: The Animated Series и японским эксклюзивом The Amazing Spider-Man: Lethal Foes — обычные поделки по мотивам, не более того. Геймеры, разумеется, не жаловались. Какой поклонник будет ругаться на полтора десятка добротных релизов о любимом герое? Но тогда мало кто подозревал, что скоро грянет революция — и все предыдущие тайтлы покажутся детским лепетом.

 

Восхитительный прорыв

3D — одна из величайших инноваций индустрии… а также головная боль для программистов и дизайнеров. Во второй половине 90-х, когда на полки легли новые консоли, а место картриджей и дискет заняли CD, многие бросились экспериментировать с третьим измерением. И не всегда удачно.

Были среди таких энтузиастов и умельцы из Neversoft — небольшой команды под патронажем Activision. Убедившись, что студия способна на чудеса после успеха Tony Hawk’s Pro Skater, издательство поручило ей сразу две серьёзные задачи: сделать продолжение спортивного хита и выпустить экшен по лицензии Marvel. Малоизвестный коллектив, большие бюджеты, сжатые сроки… Время для первого провала? Отнюдь.

30 августа 2000 года игры про Человека-паука изменились навсегда — и не только благодаря новомодному 3D. В образцово-показательной Spider-Man были вариативный геймплей, простая, но увлекательная история, а также неплохая картинка и прекрасная музыка за авторством талантливого Томми Талларико. Созданное фанатами для фанатов приключение оказалось настоящим подарком: с прорвой отсылок к первоисточнику, десятками камео, дивным режимом What if? Mode и голосом Стэна Ли за кадром.

Такой триумф не мог остаться без продолжения, и вторая часть, как принято у Activision, подоспела год спустя. Разрабатывалась она, увы, без Neversoft: команда с головой ушла в скейтбординг. И в качестве замены вызвались умельцы из Vicarious Visions — тогдашние подмастерья, ещё недавно портировавшие оригинал на маломощную Game Boy Color. Правда, без жонглирования людьми и тут не обошлось: пока основной костяк VV делал сиквел, остальные мастерили Spider-Man: Mysterio’s Menace для Game Boy Advance.

«Созданное фанатами для фанатов приключение оказалось настоящим подарком»

Несмотря на перестановки, сиквел получился сносным — но не более того. Enter Electro был лишён искры, отличающей шедевр от качественного подражания. Помнят его главным образом за цензуру: диску не повезло отправиться в магазины после трагедии 11 сентября. Авторам пришлось на скорую руку перемонтировать часть заставок, поменять названия уровней и удалить упоминания башен Всемирного торгового центра, пускай это и потребовало редизайна отдельных уровней. Жаль, усилия пошли прахом: первоначальную версию всё равно можно было найти в продаже, даже в России. Пираты не дремали.

Тем временем из многолетнего производственного ада наконец-то выбралась голливудская экранизация Человека-паука. А где кино, там игры по лицензии, — золотое правило начала нулевых. Neversoft по-прежнему изощрялась с Тони Хоуком, так что адаптировать ленту Сэма Рэйми на язык джойпадов и клавомыши поручили малоизвестной (на тот момент) студии Treyarch. И она не ударила в грязь лицом.

Spider-Man: The Movie подоспела к премьере блокбастера в мае 2002-го. Всё было при ней: неплохая графика, мощный бренд, голоса известных актёров, включая Уиллема Дефо и Тоби Магуайера… Однако геймплейно The Movie не поражала воображение: авторы банально скопировали находки Neversoft. Впрочем, были и неоспоримые плюсы: в частности, заметно расширенный по сравнению с первоисточником сюжет, а также Зелёный Гоблин в качестве секретного героя. В наши дни такой бонус припасли бы для DLC.

Критики и покупатели тепло отнеслись к The Movie, хотя заметного следа в истории она не оставила. Для этого требовался настоящий прорыв, новый скачок в развитии… и у команды уже были планы на таковой.

Началось всё с недовольства. Один из программистов студии, Джейми Фристром, хотел реализовать «реалистичные» полёты на паутине: чтобы та цеплялась за здания, а не за небосклон, как было в предыдущих «Пауках». Увы, собрать прототип в 2002-м не удалось — пришлось работать дома, доводя задумку до идеала вместе с парой коллег.

Вскоре технология была готова — и быстро покорила не только команду, но и продюсеров Activision: зелёный свет был обеспечен. Доведя механику с физикой до ума, Treyarch взялась за следующее приключение Питера Паркера и выпустила один из величайших экшенов по лицензии. Что, если задуматься, логично: «Человек-паук 2» в определённых кругах тоже считается лучшим кинокомиксом всех времён.

Spider-Man 2 поражала воображение: по меркам 2004 года открытый мир и зрелищные пируэты между небоскрёбами захватывали дух. Да и сегодня шедевр может поразить — как минимум шутками Брюса Кэмпбелла (Эша из «Зловещих мертвецов») и дивными миссиями по разносу пиццы. Лишь ПК-аудиторию не позвали на праздник: ей досталась ужасающего качества неведома зверушка.

Таков был пик: за 4 года разработчики изобрели формулу успеха. Тем обиднее, что после выпуска шедевра начался спад.

 

Невероятная стагнация

Разобравшись с картинами Рэйми, Treyarch отправилась искать другие источники вдохновения. Ultimate Spider-Man, следующий выпуск в нескончаемой линейке, появился всего год спустя, в сентябре 2005-го. Он не предлагал ничего нового, даже с «правдоподобной» паутиной, цепляющейся исключительно за здания, пришлось распрощаться. Впрочем, далеко не каждый заметил даунгрейд: игра получилась красочная, увлекательная и к тому же недурно продолжила события одноимённой графической новеллы.

Кроме того, в ней можно было сыграть за кровожадного Венома!

А вот со Spider-Man 3 вышло довольно печально. Как и в прошлый раз, новинка во многом повторила судьбу голливудской ленты — и, подобно «Врагу в отражении», оказалась разочарованием. Глючная третья часть растеряла шарм номерной предшественницы и запомнилась не увлекательной акробатикой, а раздражающими тормозами.

«Новинка повторила судьбу голливудской ленты и оказалась разочарованием»

Дальше — хуже. В том же 2007-м выпустили последнюю официальную игру по кинолицензии, Spider-Man: Friend or Foe от Next Level Games. И она, несмотря на статус финала, скорее напоминала любительскую поделку, ориентированную на неразборчивых детей. Интересная концепция (Человек-паук работает в одной команде со злодеями!) пошла псу под хвост.

Web of Shadows повезло больше: в ней попытались обновить формулу — углубили боевую систему, добавили моральные дилеммы, влияющие на финал, а также целый ряд дополнительных костюмов, меняющих геймплей. Боевик вышел добротным — всяко интереснее двух спорных предшественников.

На этой ноте правление Treyarch подошло к концу. Возможно, дизайнеры команды смогли бы устроить ещё одну революцию, однако не судьба: они ушли делать Call of Duty, оставив Паркера в руках малоизвестной студии Beenox. Новому коллективу позарез требовался хит. А что может быть круче, чем история сразу о четырёх версиях легендарного супергероя?

О таком необычном приключении и повествовал Spider-Man: Shattered Dimensions — экшен-платформер, в котором квартет Пауков (из The Amazing Spider-Man, Spider-Man 2099, Spider-Man Noir и Ultimate Spider-Man) отправился спасать мультивселенную от неминуемой гибели. Оригинальная задумка, тонны фансервиса… Но не судьба. Не шедевр, просто неплохой блокбастер.

Зато его сиквел, Edge of Time, получился чуть интереснее — во многом из-за любопытного сценария, сочинённого талантливым писателем Питером Дэвидом. Технически, конечно, авторы сделали пару шагов назад (сократили число главных героев до двух, например), однако в остальном — скорее недоценённая удача, нежели стыдный провал.

А вот с двумя последующими произведениями история ровно противоположная. Дилогия The Amazing Spider-Man от Beenox — типичная киноадаптация в худшем смысле слова. Невероятно пресные, удивительно занудные, созданные чисто для галочки в бухгалтерии Activision поделки нынче мало кто вспоминает.

 

Потрясающее возвращение?

Столько релизов, столько рекламы… И всё равно с момента релиза Spider-Man 2 так и не вышло ни одной действительно важной и мощной игры про икону поп-культуры. Такова Удача Паркера, видать. К счастью, через месяц всё может измениться: за дело взялись маститые профи из Insomniac Games — а им уже не впервой делать яркие супергеройские хиты для Sony.

«История игр про Человека-паука подтверждает: чудеса случаются»

Конечно, есть поводы для опасений. Засилье QTE, нереалистичная физика, спорный статус эксклюзива. Впрочем, история игр про Человека-паука раз за разом подтверждает одну истину: чудеса случаются. Как в комиксах, так и за их пределами.

 

Автор текста: Игорь Ерышев

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.